– пианист, композитор, руководитель одного из самых популярных джазовых квартетов второй половины XX века.
В 1949 году организовал первое трио, а в 1951 – квартет (с саксофонистом , контрабасистом и барабанщиком ). Знаменитый впоследствии квартет сложился к 1958 году (, , ). Получив сначала признание в студенческой среде (серия пластинок ), квартет в течение десяти лет объездил весь мир и привлек
…
Читать всё
– пианист, композитор, руководитель одного из самых популярных джазовых квартетов второй половины XX века.
В 1949 году организовал первое трио, а в 1951 – квартет (с саксофонистом , контрабасистом и барабанщиком ). Знаменитый впоследствии квартет сложился к 1958 году (, , ). Получив сначала признание в студенческой среде (серия пластинок ), квартет в течение десяти лет объездил весь мир и привлек всеобщее внимание своими ритмическими экспериментами. В знаменитых альбомах (1960) и (1961) впервые в джазе прозвучали композиции на 5/4, 7/4, 9/8 с использованием полиритмии и переменных метров. Хиты квартета – тема Дезмонда , темы Брубека , , , , , . Во время гастролей по странам Европы и Азии возникли композиции Брубека, связанные с музыкальной культурой других народов - , , , .
Склонный к композиционному джазу, Брубек немало сделал для развития так называемого третьего течения. В 1959 году квартет выступил с Нью-Йорским симфоническим оркестром под руководством Леонарда Бернстайна, исполнив четырехчастную композицию Хауарда Брубека (брата Дэйва) . В 1961 году представил мюзикл (текст жены композитора Айолы Брубек, исполнители – квартет Брубека, Луи Армстронг, Кармен МакРэй, трио Лэмберт-Хендрикс-Бэвен). В 1962 году состоялась премьера композиции для квартета и симфонического оркестра. В 1967 году квартет был распущен.
В 1968 – 1972 года Брубек организовал новый квартет (с баритон-саксофонистом , контрабасистом и барабанщиком ). В 1972 году представил программу (одноименный альбом в 1974 году), в которой участвовали его сыновья Крис (бас-гитара), Дарьюс (фортепиано, клавишные) и Дэнни (ударные). В 1977 – 1979 годах возобновил сотрудничество с , а после смерти последнего пригласил саксофониста , поручив ритмическое сопровождение и английскому барабанщику (альбомы , ). С 1982 года вместо Бергонци играет кларнетист (альбомы , ). Именно в таком составе квартет выступал в 1987 году в СССР – в Москве, Таллинне и Ленинграде. В мае 1997 года квартет (с контрабасистом ) дал единственный концерт в Санкт-Петербурге, а в декабре того же года в Москве совместно с Российским симфоническим оркестром и хором исполнил ораторию Брубека .
Соединяя джазовые идиомы с элементами европейской академической музыки или с фольклором разных континентов, Брубек активно развивал идею всемирного культурного обмена. Ему удалось добиться естественной интеграции импровизационной стихии и композиторского плана. Как-то он сказал: «По сути дела, я – композитор, играющий на фортепиано».
Записи:
Jazz At Oberlin (1953-57); Stardust (1853); Jazz Goes To College/ Vol. 1 – 2 (1954); Brubeck Plays Brubeck (1956); Gone With The Wind (1959); Time Out (1959); Brubeck And Rushing (1960); Time Further Out (1951); Bossa Nova USA (1963); Time Changes (1964); Jazz Impressions Of New York (1965); Dave Brubeck’s Greatest Hits (1966); Brubeck-Mulligan-Cincinna
Свернуть